Как выбрать хорошего щенка?

 

О ВОЗРАСТЕ ЩЕНКА (в каком возрасте покупать щенка)

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКОВ

О ЭКСТЕРЬЕРЕ ЩЕНКА (как купить чемпиона)

ПРО ХАРАКТЕР ЩЕНКА (как купить щенка с крепкой нервной системой)

Тест КЭМПБЕЛЛА

 

О ВОЗРАСТЕ ЩЕНКА

(в каком возрасте покупать щенка)

Щенков начинают продавать в возрасте 45 дней после актровки клубом. До этого возраста щека продавать их заводчики не имеют права (по положению РКФ), хотя уже в возрасте 1 месяц а иногда и раньше щенок становится вполне самостоятельным и умеет сам есть из миски. Правда, в этом возрасте психика щенка еще недостаточно сформирована.

Есть мнение, что если щенок слишком рано забран у матери и не имел возможности общаться с ней и со сверстниками, то в будущем такая собака может неадекватно реагировать (агрессивно или наоборот трусливо) на собак, а иногда и на людей.

Поэтому не спешите и приобретайте щенка не раньше, чем в 1,5-2мес. В этом возрасте щенки активно начинают изучать окружающий их мир, своего хозяина и вполне готовы к переезду к вам.

Если у заводчика осталось много подрощенных щенков (старше 3 месяцев) и при этом не хватает на них времени, а также нет возможности для содержания (вольеры, выгул и т.д.), то щенки начнут страдать от недостатка общения. Скорее всего, таких щенков не будут выводить на улицу, недостаточно будут общаться с ним, а мать у которой к этому времени кончится молоко может довольно жестко огрызаться на надоедливых щенков. В результате приобретая подрощенного щенка у такого заводчика вы можете столкнуться с тем, что вам придется исправлять ошибки в воспитании и выращивании. Щенок может проявлять трусость на улице, пугаться громких звуков, машин, людей и собак. Если генетически у собаки была крепкая нервная система, то с возрастом, при терпеливом отношении с вашей стороны многое из этого скорее всего пройдет, но может случиться и так, что неадекватное поведение останется на всю жизнь.

Однако, если заводчик ответственно подошел к выращиванию щенка и если у него есть все условия для содержания и выращивания, то может быть и наоборот, что приобретая подрощенного щенка вы купите  собаку уже обученную основным командам и послушанию, приученную к выгулу, не делающую луж дома и отлично выращенную на качественных кормах. Так что главное не ошибиться с заводчиком.

 

По моим личным наблюдениям щенкам до 1,5-2мес возраста вполне хватает изучения помещения, где они живут, общения друг с другом и общения заводчика на уровне пришел, покормил, поговорил со щенками, немного поиграл. Однако к 2,5-3 месяцам щенкам уже хочется, чтобы хозяин погладил именно его, поиграл конкретно с ним, назвал по имени, вывел на прогулку и т.д., т.е. им требуется уделять гораздо больше внимания и сил (чего зачастую не могут некоторые заводчики).

  

ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Вейн Хантхаузен

ПРО ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКОВ

 

Давайте рассмотрим различные стадии развития щенка, выясним, на что следует обращать особое внима­ние на каждой из них, чтобы воспи­тать собаку наилучшим образом.

 

Пренатальный период (до рождения)

           

Окружающая среда оказывает влияние на щенка еще до его рожде­ния. Состоя­ние повышенного стресса у матери пагубно влияет на ее щенков. Стрессирования беременных самок следу­ет избегать, особенно в последней трети беременности.

Если же собака в ожидании по­томства находится в   доброжелательной дружеской обстановке, рас­полагающей к приятному общению, то ее щенкам обеспечено нормаль­ное эмоциональное развитие. Когда вы берете щенка у заводчика, обязательно поинтересуйтесь, в каких ус­ловиях жила его мать в период бере­менности.

 

Периоды постнатального развития.

Развитие индивидуального пове­дения у собак хорошо изучено, в нем можно четко выделить пять перио­дов: неонатальный, переходный, со­циализации и ювенильный, а затем взрослое состояние.

В ранние периоды развития щенок очень восприимчив ко всему, что его окружает. Именно в это время  даже мини­мальный опыт отзывается последую­щим максимальным эффектом.

Наи­большей восприимчивостью щенки обладают в так называемые чувстви­тельные периоды: неонатальный период (пер­вые две недели жизни), переходный период (третья и четвертая недели жизни) и в период социализации (с четвертой по двенадцатую недели). Начало и завершение каждого перио­да не строго определено, а меняется в зависимости от индивидуальных осо­бенностей животного. Сроки наступления того или иного периода могут несколько отличаться также у собак разных пород.

 

Неонатальный период

  

В первые две недели после рож­дения щенка наблюдаемые визуаль­но функции нервной системы прояв­ляются мало. Способность щенка ре­агировать на окружающую обстанов­ку в этом возрасте очень незначи­тельна, большую часть времени он спит. Поведение новорожденного щенка ограничивается общением с матерью: он отыскивает соски мате­ри, неуклюже толкая ее передними лапами. Он различает запахи, ощу­щает боль и прикосновение, но еще не видит и не слышит. Рефлексы и моторные функции относительно за­медлены.

 

Поскольку щенок неонатального периода развития еще не видит и не слышит, поэтому от него пока скрыты многие проявления окружающей среды. Голосовые сигналы выража­ются жалобными призывами к мате­ри, от которой в это время полностью зависит жизнь щенков. В этом возрасте щенков необходи­мо начинать брать на руки или гладить их.

 

Переходный период

Примерно к концу второй недели жизни у щенков начинается переход­ный период развития нервной систе­мы и поведения. Этот относительно быстрый период созревания органов чувств длится примерно две недели.

В это время щенки из состояния полной зависимости от матери по­степенно переходят к относительной самостоятельности. В слабо выра­женной форме уже обнаруживаются особенности будущего взрослого по­ведения. Глаза и ушные проходы от­крываются, становится заметно, что щенок реагирует на звуки. К 16-му дню щенок может различать, откуда исходит звук, он начинает следовать за движущимся объектом, хотя зре­ние у него еще очень слабое.

Развиваются рефлекторные и мо­торные способности, щенок начина­ет ходить. К концу переходного пери­ода восприятие боли у щенка полно­стью сформировано. В это же время у щенка постепенно проявляются многие особенности поведения и эмоционального состояния, харак­терные для взрослых собак.

Для развития щенка этого возрас­та очень полезно каждый день понем­ногу знакомить его со всеми проявлениями того, что его окружает. В поле зрения щенка должны находиться самые разные предметы, которые он может осмот­реть, обнюхать, словом, исследовать. Это поможет развить ему остроту зре­ния и двигательные способности.

Для развития слуха щенка полез­но периодически негромко включать радио или телевизор, разговаривать в присутствии щенков.

 

Период социализации

Приблизительно к концу четвер­той недели жизни щенок входит в пе­риод социализации, который про­должается до двенадцатой недели. Предыдущие периоды характеризо­вались изменениями в основных сен­сорных системах и моторике, а в этот период происходит быстрое разви­тие социального поведения щенка.

Сначала щенок начинает реаги­ровать на человека или других живот­ных, которые находятся рядом с ним, а также на издаваемые ими звуки. Все органы чувств в этот период уже полностью функционируют, способ­ность к обучению значительно усиливается. Прорезаются зубы, и щенок пробует твердый корм и начинает активно все грызть и кусаться.

  

Примерно в 4-5 недель начинает­ся отъем от матери, который полно­стью завершается к 7-10-недельному возрасту.

В начале периода социализации щенок очень охотно обследует новые предметы, его особенно привлекают движущиеся объекты. Жажда иссле­дования побуждает щенков покидать свое "логово" и знакомиться с окру­жающими предметами. В процессе раннего общения щенков зарожда­ются также первые признаки соци­ального поведения.

В этот период становится особен­но заметно, как щенки начинают ак­тивно общаться друг с другом, с мате­рью и с теми, кто их окружает. С точки зрения формирования поведения и характера собаки, это наиболее важ­ный период в жизни щенка. Именно в это время со щенком проще всего на­чать устанавливать взаимоотноше­ния, на основе которых сформируют­ся все основные особенности соци­ального поведения взрослой собаки. Даже незначительное воздействие на щенка в этот период скажется на его поведении в будущем. От того, сколь­ко и как общается щенок в этом возра­сте, зависит, сможет ли он легко и свободно общаться со своими соро­дичами и с животными другого вида.

Кроме развития социальных свя­зей, в этот период отмечается осо­бая опасность получения психичес­кой травмы. Восприимчивость, необ­ходимая щенку для формирования социальных связей, делает его одно­временно очень уязвимым к психоло­гическим травмам.

Щенка в это время легко испу­гать. Он особенно сильно реагирует на громкие звуки и резкие движения. Только со временем щенки начинают различать, какая ситуация была опасной, а какая нет.

В конце перио­да социализации щенки меньше об­ращают внимания на мать, а больше занимаются друге другом.

Для того чтобы щенки не боялись людей, их необходимо часто брать на руки или гладить. Но делать это надо бе­режно. Неосторожное обращение со щенками скажется на их отношении к человеку в будущем. На их поведение повлияет также все, с чем они столк­нутся в этот период.

 

Подростковый период

  

Этот период включает время жизни щенка от завершения перио­да социализации до начала полового созревания (между 6 и 12 меся­цами). К этому моменту способ­ность щенка к обучению развивает­ся полностью, постепенно совер­шенствуются навыки общения и движения. Общая активность возра­стает, большую часть времени ще­нок посвящает исследованиям. В начале полового созревания подро­стковый период завершается, и на­чинается взрослая жизнь.

Некоторые собаки в это время проходят дополнительную стадию развития органов чувств, во время которой они особенно восприимчивы ко всему происходящему вокруг. Они стараются избегать всего неизвест­ного и неприятного.

Такие животные кажутся менее общительными и, в той или иной сте­пени, робкими.

Необходимо тщательно следить за тем, как общается щенок, чтобы

установить атмосферу доверия и поддержать желательные проявле­ния социального поведения. Грубое наказание в это время, особенно провоцирующее агрессию, порож­денную страхом, может непоправимо испортить характер животного.

 

Влияние изоляции

Если щенка в период социализа­ции изолировать от других собак, то очень велика вероятность того, что во взрослом состоянии у него возникнут проблемы в общении со своими соро­дичами. Собака будет вести себя аг­рессивно в присутствии других собак или, наоборот, будет бояться их.

Щенки, изолированные от других собак на ранней стадии развития, за­нимают подчиненное положение по отношению к ним, у них меньше опы­та, они с трудом осваиваются в новой обстановке. Социальное поведение у них нарушено, они не умеют играть, очень часто агрессивно-трусливы, у них возникают затруднения при вязке.

Отнимать щенка от матери рань­ше 7-недельного возраста нежела­тельно, потому что тогда щенки ли­шаются необходимого общения со своими однопометниками. Щенки, не имевшие в раннем возрасте доста­точного общения с другими собака­ми, хуже вступают в контакт с живот­ными другого вида, а также с челове­ком. Этот риск всегда присутствует при искусственном выкармливании осиротевших щенков. Щенки, полно­стью лишенные контакта с человеком в возрасте от 4 до 12 недель, боятся людей и их очень трудно воспиты­вать. Последствия такого лишения в редких случаях удается частично ис­править, но чаще они полностью нео­братимы.

Щенок, который мало общался с людьми до 12-недельного возраста и старше, обычно не может стать хоро­шим компаньоном. Такие собаки трусливы, агрессивны и плохо подда­ются дрессировке. Они могут также проявлять излишнюю общую возбудимость и двигательную активность при одновременном стремлении из­бегать общения.

Щенки, находившиеся в период социализации в обедненной окружа­ющей среде, где знакомство с пред­метами и звуками было ограничено, плохо приспосабливаются к новым условиям и с трудом обучаются. (К такой обедненной среде можно отнести и городскую квартиру. Щенки которых долгое время не выводят на улицу в дальнейшем могут пугаться даже ветра и листьев на деревьях, не говоря уже об автомобилях и трамваях)

 

Оптимальная социализация

Для формирования у собаки нор­мального поведения необходимо, чтобы со щенячьего возраста она встречалась с большим числом самых разных людей в разных ситуациях.

Социальную адаптацию необходи­мо проводить и по отношению к дру­гим животным, однако делать это сле­дует после того, как щенок пройдет курс вакцинации. Щенка лучше всего знакомить со здоровой привитой со­бакой, не зараженной экто- и эндопа­разитами, которая не покидает свое­го участка и обладает общительным и дружелюбным характером.

Очень важно, чтобы адаптация бы­ла проведена до того, как щенку исполнится 12-14 недель (до 3 мес), однако очень важно также, чтобы щенок продолжал знакомиться с окружающими в тече­ние всего первого года жизни. Для правильного воспитания щенка очень полезно посещать с ним специальную группу на дрессировочной площадке.

Щенка можно начинать обучать в домашних условиях с 8-недельного возраста (с 2 мес.), а посещать занятия в группе лучше после проведения вакцинации. По этому поводу желательно посове­товаться с ветеринарным врачом.

 

Познание мира

Поскольку щенки не появляются на свет с готовыми знаниями об окружающем их мире, наша задача по­знакомить их с ним, правильно их воспитать и добиться взаимопони­мания.

Щенок, который мало что видит вокруг себя, плохо ориентируется в новой ситуации, поэтому очень важ­но начать его воспитание с самого раннего возраста. Щенка необходи­мо познакомить с пылесосом и другими бытовыми приборами, автомо­билями, мотоциклами, велосипеда­ми и многим другим. Приучите щенка спокойно относится к осмотру ушей и зубов, чистке шерсти и стрижке когтей.

Если вы заметите, что он очень боится чего-то, то не настаивайте, лучше отложите знакомство с этим предметом на следующий раз и в бо­лее благоприятной обстановке. Для отвлечения щенка дайте ему лаком­ство. Постепенно щенок "дозреет" до того, чтобы спокойно воспринять то, что казалось ему страшным. Приучайте щенка (даже если он еще не выходит на улицу) спокойно относится к ошейнику и поводку.

Никогда не утешайте и не хвалите испуганного щенка, потому что, таким образом, вы поощряете то, что пытае­тесь устранить Запишите на магнитофон и вос­произведите те звуки, с которыми щенок не может познакомиться в ва­шем доме, но к которым он должен относиться спокойно.

 

Раннее воспитание

Не дожидайтесь, пока щенок вы­растет, чтобы начать его воспитание. Маленький щенок очень быстро все воспринимает и, затягивая с обуче­нием, вы только осложните в даль­нейшем свою задачу. Лучше обучить его тому, что вам необходимо, чем дожидаться, когда начнется курс спе­циальной дрессировки. При ежеднев­ных занятиях потребуется совсем не­много времени, чтобы обучить щенка основным командам, но очень важно, как вы будете проводить уроки.

Обучение маленького щенка ос­новным командам послушания имеет ряд важных преимуществ. Это поможет внушить ему, что вы - лидер, об­легчит контроль над питомцем и от­части послужит орудием социальной адаптации.

Уроки социальной адаптации и воспитание щенка в первые три ме­сяца жизни чрезвычайно важны. Ва­шему питомцу нужно не только пра­вильное кормление и уход. Для того чтобы собака выросла здоровой как физически, так и психически, вы должны удовлетворять ее потребно­сти в общении.

 

 

О ЭКСТЕРЬЕРЕ ЩЕНКА

(как купить чемпиона)

В первую очередь опреде-литесь для чего вам нужна собака и какой вы хотите её видеть.

Если вам нужен просто компаньон, друг и охранник, то смело берите щенка в 1,5-2 мес. В этом возрасте щенки уже получили необходимое им общение с другими щенками и матерью и готовы к активному изучению мира и своего хозяина.

Однако определить многие параметры экстерьера в этом возрасте практически невозможно.

Внимательно посмотрите на мать щенков. 

Учтите, что ко времени продажи щенков у суки начинается линька и она может несколько потерять свой внешний вид.  Посмотрите на фотографии отца, а также на имеющиеся фотографии и описания бабушек и дедушек щенка. Скорее всего, когда он вырастет, он будет похож на них. А такие мелочи, как некоторые недостатки экстерьера не помешают вашей собаке охранять дом, играть с детьми и любить вас. Однако чтобы избежать приобретения собаки с плохой нервной системой настоятельно рекомендую приобретать собаку с родословной и от хороших родителей, сдавших нормативы по дрессировке.

Если ваша цель при приобретении собаки сводится к выставочной карьере и племенному использованию, то одной хорошей родословной и родителей – чемпионов будет недостаточно. Покупая маленького щенка, вы как бы играете в лотерею (ведь неизвестно каким он вырастет). Маленькие щенки все так похожи друг на друга, что крайне трудно разобраться в их породности. Время от времени случаются проколы даже у профессионалов. Я знаю как минимум 3 случая, когда работники клуба актировали щенков в 40-45 дней и дали разрешение на их продажу. А в последствии (в 3-6 месяцев) оказалось, что отцом щенков оказался бобик из соседней подворотни. (т.е. владельцы свозили собаку к титулованному кобелю, но помимо этого собака во время течки свободно гуляла на улице без присмотра.) Обман обнаружился, когда у щенка вытянулась морда и встали уши, а подпал стал расползаться в чепрак.  Поэтому приобретайте подрощенного щенка (минимум 4-6 месяцев) или молодую сформировавшуюся собаку. И хотя стоимость такой собаки будет совсем другой, но только тогда вам будут гарантированны «идеальные» внешние данные приобретаемой собаки. Но внимательно отнеситесь к тому, в каких условиях выращивалась собака и чему её учили. Поэтому, приобретая щенка в 1,5-2 мес. Надейтесь на то, что он станет великим чемпионом, но не расстраивайтесь и продолжайте его любить даже если этого не произошло. В противном случае лучше не заводите собаку вообще!

 

Еще пару слов об экстерьере.

 ОКРАС. Зачастую заводя щенка, вы хотите, чтобы цвет его подпала был темно-красным или наоборот ярко-оранжевым. Для экстерьера это не имеет большого значения, главное, чтобы подпалены были четко ограничены и составляли не более 10%. Недостатком могут признать очень светлый подпал. Остальное – дело вкуса. И все же такой вопрос часто задают. А какой подпал будет у щенка, когда он вырастет? Однако определить это в 1,5 месяца невозможно. Цвет подпалин маленького щенка может не соответствовать цвету подпалин когда он вырастет. После линьки когда сойдет щенячья шерсть цвет подпалин может измениться. Но если посмотреть как наследуются цвета по законам генетики, то можно увидеть, что если у обоих родителей цвет был темным, то у щенков скорее всего он будет таким же. В остальных случаях цвет подпала у щенков может быть как светлым, так и темным. 

   

ПРО ХАРАКТЕР ЩЕНКА

(как купить щенка с крепкой нервной системой)

Зачатки будущего характера видны уже в 1-2мес.  Конечно многое будет зависеть от воспитания и индивидуального опыта, однако выявить некоторые врожденные черты характера могут помочь специальные тесты и приемы. Один из таких тестов – тест КЭМПБЕЛЛА. Конечно он не дает однозначного ответа, но может помочь при выборе щенка.

 

В первую очередь придя к заводчику внимательно проследите за поведением щенков и их матери. Присмотрите щенка поведение которого вам больше всего нравится. Возможно вам понравится задиристый щенок, а возможно тот, что мирно грызет ваш ботинок, или лижет вам руки.

 

Можно принести с собой необычный для щенков предмет (который они раньше не видели). Это может быть большой мяч, игрушка, коробка или пластиковая бутылка с камешками внутри. Положите её перед щенками и посмотрите на их реакцию. Можно уронить перед щенками связку ключей(но не на щенков!). Скорее всего, щенки попятятся или даже спрячутся на место. Но потом щенки должны обязательно выйти и обследовать предмет. Возможно кто-то начнет лаять и рычать на новый предмет, кто-то спокойно подойдет его понюхать или даже начнет с ним играть, но безусловно не стоит выбирать щенка который так и не выйдет из укрытия, будет там скулить от страха и жаться к стенке.

 

Однако соблюдайте при проведение таково тестирования ряд правил:

*    не перебарщивайте! Не стоит кидать щенкам петарду или стрелять из стартового пистолета!!!

*    не выбирайте для проведения теста слишком шумную погремушку!

*    если вы роняете предмет, то ПЕРЕД щенками, чтобы они его видели, а не в коем случае не им на головы и не сзади них!

*    проследите, чтобы щенки были активны и не слишком заняты чем-то другим.

*    предупредите заводчика о том, что вы хотите протестировать щенков. Возможно он вам не разрешит. Чтож – это его право, а вы имеете право выбрать щенков из другого помета.

    

Тест КЭМПБЕЛЛА

Перед проведением теста убедитесь, что щенок здоров, весел и не утомлен. В месте проведения теста не должно быть отвлекающих предметов или людей.

 

Тест 1.

Привлечение внимания

Осторожно поставьте щенка на землю, отойдите от него на несколько метров, наклонитесь и слегка хлопните в ладоши. Посмотрите, как он поведет себя.

 

А. Он немедленно подбежит с высоко поднятым хвостиком, начнет на вас прыгать, покусывая за руки.

Б. Он немедленно подбежит с поднятым хвостиком и начнет царапать вам руки своими лапами. В. Он немедленно подбежит, помахивая хвостиком.

Г. Он неохотно подойдет к вам, опустив хвост.

Д. Щенок вообще не подойдет к вам.

 

Тест 2.        

Способность следовать за человеком

(Этот тест проводится со щенком один на один, без провоцирования движения щенка голосом.)

Поднимитесь и медленно отойдите от щенка на такое расстояние, чтобы оставаться в его поле зрения.

 

А. Щенок немедленно побежит за вами, высоко подняв хвостик и покусывая вас за ноги.

Б. Он поступит точно так же, но, за ноги покусывать не будет.

В. Он сразу же последует за вами с опущенным хвостом.

Г. Он неохотно последует за вами, поджав хвост,

Д. Щенок вообще за вами не пойдет, а направится в другую сторону,

 

Тест 3.        

Проверка на стремление сопротивляться

(Тест проводится человеком, которого щенок не знает.) Положите щенка на спину и в течение 30 секунд не давайте ему перевернуться, удерживая ладонью за грудь.

 

А. Он начнет отчаянно сопротивляться и кусаться.

Б. Он сделает попытку освободиться.

В. Он попробует освободиться, но, увидев, что это бесполезно, успокоится.

Г. Щенок вообще не станет сопротивляться и начнет лизать вам руки.

 

Тест 4.        

Проверка на готовность к подчинению

(Тестирование проводит незнакомый щенку человек.)

Успокойте щенка в позе сфинкса (щенок лежит, голова поднята), слегка прижимая ладонями его

голову и спину,

 

А. Щенок царапается, пытаясь повернуться, рычит и кусается.

Б. Он борется и поворачивается, чтобы поцарапать вас.

В. Щенок пытается сопротивляться, но успокаивается и лижет ваши руки.

Г. Он поворачивается на спину и лижет ваши руки.

Д. Щенок уходит от вас.

 

Тест 5.        

Проверка в поднятом положении

(Проверяет не знакомый щенку человек.)

Возьмите щенка двумя руками под грудь и приподнимите его на 30 секунд.

 

А. Он отчаянно сопротивляется, рычит и кусается,

Б. Щенок упорно сопротивляется.

В. Щенок сопротивляется, затем успокаивается и лижет вам руки

Г. Щенок совсем не сопротивляется и лижет вам руки.

 

 

Результаты

Большинство ответов А.

Доминирующее агрессивное поведение. Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу при условии правильной дрессировки.

Большинство ответов Б: Эта собака будет с сильным характером. Хорошая служебная собака, требующая серьезной дрессировки.

Большинство ответов В: Хорошая восприимчивость в обучении и уравновешенный темперамент. Большинство ответов Г: Подчиненное поведение. Такая собака мало пригодна для работы. Много ответов Д: Подавленная психика. Собака мало общительна, непредсказуема.

Может показаться, что полученные результаты противоречивы. В сомнительном случае рекомендуется вновь провести тестирование в других условиях, возможно, обстановка для проверки была неподходящей (слишком маленький щенок, тесты проводили сразу после кормления, щенок хотел спать, или находился в состоянии стресса...).